Тверской бульвар
   
  RSS  
Главная / Северный административный округ / Восточное Дегунино

Восточное Дегунино

Дегунино, на речке Лихоборке, давшее название двум районам на севере Москвы – Западному и Восточному Дегунину, являлось одним из древнейших московских сел. Впервые оно упоминается в 1331 году в духовной грамоте великого московского князя Ивана Даниловича Калиты, завещавшего его своей второй супруге Ульяне. На протяжении XIV века оно еще дважды упоминается в завещании московских князей – в духовной грамоте 1353 года сына Калиты Семена Гордого, отдавшего село своей княгине, и в завещании Дмитрия Донского 1389 года, отказавшего Дегунино своему сыну Андрею, вместе с Можайском, Медынью, Вереей . Впоследствии село на полтораста лет исчезает из документов и появляется только в писцовых книгах при описании московского уезда 1574 года, в котором оно числится за кремлевской церковью «Рождества Пресвятой Богородицы». В селе Дегунино тогда уже стояла Борисоглебовская церковь и вместе с нею дома причта и двор протопопа Рождественской кремлевской церкви.
В Смутное время Дегунино, как многие другие подмосковные села, подверглось разорению: церковь спалили, и бывшее село стало деревней. И только в 1633 году на прежнем месте вновь выстроена деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба, с пределом Иоанна Богослова. По переписи 1646 года в Дегунино значился 21 крестьянский двор, где жили 55 человек. При этом стоит отметить, что Дегунино являлось не коллективной собственностью собора, как церковной корпорации, а было поделено на отдельные жеребья между его служителями – протопопом, тремя попами и двумя дьяконами.
По указу Петра I в 1700 году село было отобрано у Рождественского собора и передано Алексеевскому девичьему монастырю. В 1762 году взамен прежней, пришедшей в ветхость церкви была вытроена новая деревянная, также освященная во имя святых Бориса и Глеба.
Важным событием в жизни села стала прокладка линии Николаевской железной дороги, связавшей Петербург с Москвой. Строительство, продолжавшиеся с 1843 по 1851 год, привлекло массу рабочих рук, в том числе и из села Дегунино. Железнодорожная колея прорезала земли села, и в 1863 году сельскому обществу была выплачена довольно значительная компенсация за отчужденную территорию, что позволило начать строительство каменного здания церкви. Нашелся и благотворитель – купец Василий Акимович Прорехов, владелец кирпичного завода, пожертвовший на новый храм 360 тысяч кирпичей. В 1863 году местный притч обратился к московскому митрополиту Филарету с просьбой о постройке каменного трехпрестольного храма с трапезной и колокольней и получили разрешение. Новое здание было сооружено к 1866 году, но архитектор остается неизвестен- на планах церкви, хранившихся в архивах, нет его подписи. Старую деревянную церковь не сломали, она существовала как кладбищенская до 1880-х годов.
Прокладка железной дороги, близость к огромному городу вызвали значительные перемены в жизни села. Сельское хозяйство начинает играть все менее определяющую роль. Мужское население села в основном были ломовыми извозчиками, работали в типографиях в Москве, служили в столичных трактирах. По данным 1884 году, в селе имелось 76 дворов, 486 жителей, две лавки, один трактир, кирпичный и шерстобитный заводы. За счет пришлых рабочих население Дегунино быстро возрастало. В 1890 году в нем уже числилось 700 жителей. Владельцем кирпичного завода в это время значился купец второй гильдии Ф.Л. Орлов, у которого в зависимости от сезона работало от 50 до 250 рабочих. Долго время после этого в Дегунино сохранялось место, известное старожилам как «Орловский сад». Позднее свои кирпичные заводы здесь построили братья Кошлины и братья Кацманы. В 1896 году основывается химический завод торгового дома Н.В Лепешкина, производивший кислоты и соли. При нем была устроена собственная больница. Завод расположился на дегунинских землях между Николаевской железной дорогой и речкой Лихоборкой. Позднее он превратился в известный химический завод им. Войкова, выпускавший химически чистые реактивы, соли золота, платины и многое другое.
Приток населения способствовал не только росту количества жителей самого Дегунино, но возникновению новых поселков, в том числе и Нового Дегунина.
В период коллективизации в Дегунино был организован колхоз, преобразованный после Великой Отечественной войны в объединенный колхоз «Победа», в состав которого вошли также жители Верхних Лихобор и Бескудникова. В 1940 году местный храм был закрыт и в нем обосновалась трикотажная фабрика «Родина».
Долгие годы речка Лихоборка была рубежом Москвы, пока в 1960 годах граница не перешагнула через нее и Дегунино вошло в состав столицы. Позднее здесь развернулось массовое жилищное строительство, выросли новые городские кварталы. Память о древнем селе осталась только в названии Дегунинской улицы и железнодорожной станции, а также в названии двух районов. И лишь храм, затерявшийся среди многоэтажных домов, ныне возвращенный верующим, обозначает место древнего подмосковного села.
Опубликованно:
2
012.2009
Источник: История московских районов (энциклопедия) (редакция К.А. Аверьянова)
Москва за садовым Кольцом (энциклопедия) (С.К. Романюк)
 

Улицы района Восточное Дегунино :
Бескудниковский бульвар
Бескудниковский проезд
Дегунинский проезд
Дмитровское шоссе


Обсудить на форуме



  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group