Палаты бояр Романовых на Варварке. 1883 г. Фотография фирмы
   
  RSS  
Главная / Мосты / Большой Москворецкий мост

Большой Москворецкий мост


Мосты / / Посмотреть на карте

Большой Москворецкий мост через Москву-реку, расположен недалеко от Спасских ворот Кремля, соединяет Красную площадь и улицу Варварку с улицей Большая Ордынка. На месте современного в конце XV века находился «живой» мост. Надо отметить, что на Москве- реке долго не было постоянных мостов: боялись нападения с юга, а река служила естественным защитным рубежом. Через нее переправлялись либо по бродам (подобно Крымскому), либо наводили временные плавучие мосты, которые быстро убирались в случае опасности и легко разводились для прохода судов.
Мосты, сделанные из связанных бревен, назывались «живыми» - они были довольно неустойчивыми и колебались при проезде тяжелых экипажей, и вот такой живой мост, издавна подходил к восточным стенам Кремля. Он показан на первых план-рисунках Москвы начала XVII века. А первое упоминание о нем датируется 1498 годом.
«Живой» мост дожил до середины XVIII века, когда его заменили постоянным мостом, перестроенным в 1782 году. Мост был шириной 15 аршин (10, 6 м), а длиной 56,6 сажени (120,5 м), устроен на сваях из еловых бревен. Вместо свайного основания в 1829 -1833 годах на речном дне возвели арочное трехпролетное строении по проекту инженера П.Я. де Витта. Этот мост простоял довольно долго, и в конце концов его решили отремонтировать – до этого деревянное покрытие не раз латали, приспосабливали, но движение по мосту было очень оживленным и в мое 1870 года приступили к работам. 8 мая дул сильный ветер, и около полудня небольшая искра от ремонтных работ послужила причиной быстрого и сильного пожара - пламя охватило настил и арки моста, да еще лопнули газовые трубы, проложенные вдоль настила, и пожар разыгрался нешуточный. Через полтора час все было кончено, от сильного жара покосились даже каменные устои, а железные связи разрушились и рухнули в воду.
Роль этого моста в транспортных связях города была очень велика, и хотя Дума тут же организовала службу перевозки людей на лодках, но всего этого было недостаточно. Необходимо было строить мост и причем основательный - на каменных опорах решили проложить металлические фермы. Обратились к инженеру А.Е. Струве, который спроектировал мост и построил его. Фермы изготавливались на его Коломенском заводе. Мост открыли для движения в 1871 году.
Этот мост достоял до замены его современным в 1936-1937 годах. Тогда по проекту инженера В.С. Кириллова и архитекторов А.В. Щусева и И.Г. Сардарьяна был построен железобетонный мост, перекрывающий течение Москвы-реки одним пролетом длиной 95 метров (длина всего моста составляет 554 метра) и шириной 40 метров. Мост облицевали розовым гранитом. Над выступами устоев на мосту - балконы, с которых открывается панорама набережных Москвы-реки, Васильевского спуска, Кремля и Красной площади. Сначала предполагалось поставить над устоем правого берега скульптурную конную группу на высоких башнях, но это не было осуществлено. Продолжением моста через Водоотводный канал служит построенный в 1938 году однопролетный Малый Москворецкий мост, фасады которого облицованы также розовым гранитом.


Обсудить на форуме







  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group